Регистрация торговой марки
Регистрация торговой марки — это мероприятие, которое проводят все организации, желающие отличить себя на современном рынке товаров и услуг. Но в законах РФ не существует таких понятий, как «торговая марка» или «бренд», они употребляются только в обиходе и не имеют юридического обоснования. Законодательство России упоминает только такие средства индивидуализации, как товарный знак и фирменное наименование (ГК РФ ст. 1541). Товарный знак может быть заявлен в различных формах: слово, изображение, звук. Современные бизнесмены предпочитают комбинированные обозначения. Целью товарного знака является обособление, выделение, индивидуализация продукта среди подобных товаров и услуг (Гражданский кодекс ст. 1477 ГК РФ 2016).
Торговая марка — это синоним товарного знака, имеющий английское происхождение (trade mark). Несмотря на то, что во многих странах мира понятие «торговая марка» закреплено на юридическом уровне, в России оно используется только в тех случаях, когда необходимо выделить какую-либо фирму или предприятие.  В Российской Федерации местом, где осуществляется регистрация товарных знаков, является Роспатент. Чтобы зарегистрировать торговую марку самостоятельно, необходимо обратиться в вышеуказанную федеральную службу по делам интеллектуальной собственности и подать заявку. Товарный знак, утвержденный в российской службе, действителен лишь на территории РФ. Тем же, кто решается вывести бизнес на мировой уровень, нужно обращаться в следующую организацию. ВОИС (или Всемирная организация интеллектуальной собственности) – международная служба, занимающаяся регистрацией товарных знаков и обеспечивающая предпринимателям их защиту. Все заявки подаются в бюро этой организации.
Процесс регистрации товарного знака проходит в несколько этапов, от строгого соблюдения которых зависит успешность мероприятия:
1) Определение цели индивидуализации продукта на рынке.
2) Разработка основных деталей обозначения: эскизы с символикой предприятия, включающей изображения, слова, звуки и прочее.
3) Отбор 2-3 комбинаций для проведения фокус-группы.
4) Выполнение предварительного поиска схожих или совпадающих обозначений, зарегистрированных в России, в БД Роспатента. Если в результате поиска обнаружены совпадения и сходства с другими товарными знаками, необходимо проведение корректировки обозначения.
5) Утверждение разработанного обозначения.
6) Сбор информации и документов, необходимых для подачи заявления. Подача обозначения на регистрацию торгового знака.
7) Процесс делопроизводства на основании поданной заявки. При положительном результате, получение охранного документа на торговый знак и юридическое сопровождение на торговую марку.
8) Постановка товарного знака на учет в графе «нематериальные активы предприятия».